Как появились Урокеры

Все началось с моего сына. Или намного раньше, наверное, когда я впервые взял карандаш и начал что то черкать на бумаге. Но именно сын показал, что мне нужно сделать с карандашом, чтобы ему помочь.

Когда мы столкнулись с таблицей умножения, я понял – это конец света. Сын не будет учить таблицу умножения без боя.

На кону была не просто таблица умножения, а его будущее, его способность любить решать трудные задачи, приобретение навыка радоваться при изучении нового и способность творчески воплощать это в жизни. Думаю, что не преувеличиваю.

Идеи на клочках бумаги

Мы часто придумываем с сыном разные игровые ситуации, чтобы было интереснее разобраться в том или ином аспекте школьных наук. Любая игра – это набор правил, сюжет и игровая механика. Почему бы не попробовать такой подход и для изучения математики?

Вооружившись листком бумаги и фломастерами, я предложил сыну сразиться с рыцарем на турнире. Я нарисовал рыцаря, рядом изобразил несколько примеров из таблицы умножения и предложил сыну победить рыцаря при помощи примеров. Каждый правильно решенный пример – это успешная атака или защита от нападения соперника. Было удивительно наблюдать, с каким воодушевлением сын взялся за эту задачу. Через 5 минут рыцарь был побежден, а все примеры решены.

Каждое утро мы сражались с опасными соперниками при помощи примеров из таблицы умножения. Дело было летом, мы тогда жили на даче, и после победы над очередным соперником сын убегал гулять с мальчишками. А я садился придумывать для него новую историю и новых соперников. Так за две недели сын выучил таблицу умножения.

Если такой подход помог одному мальчику выучить таблицу умножения, я предположил что он поможет и другим детям. Я решил придумать историю, внедрить в нее таблицу умножения при помощи игровой механики, и сварить из этой кипящей смеси детский задачник.

Задачник, история, игра, раскраска

Сначала я придумал историю. Мне нравится фантастика и я решил, что история будет про будущее. На Межпланетный Рыцарский Турнир со всех концов галактики слетелись пришельцы, чтобы принять в нем участие.

Что же это за концы галактики? Например, планета-пустыня Буриан, на которой постоянно бушуют пыльные ураганы и совсем нет воды. Или Залибар, планета-джунгли – здесь обитают Разумные Схиллы. Все представители флоры и фауны этой планеты говорят на универсальном языке. Они строят космические корабли из скрученных листьев дерева Сукока. Стоит так же обратить внимание на мало изученную планету Ти Кри стР, на которой совсем недавно была обнаружена жизнь. Жизню называются маленькие светящиеся точки – Светлячки, способные по непонятным нам законам передвигать огромные кристаллические глыбы из которых на 99.9% состоит планета.

Персонажи в книге – центральный элемент. Это не просто статисты или фон для изучения таблицы умножения, нет – это тщательно проработанные характерные представители планет, со своей уникальной анатомией, особенностями и характером (чтобы их изобразить я позвонил в представительство каждой из планет и запросил соответствующие материалы). Неуклюжий Дастер Чемодан медленно передвигается, зато у него очень твердая кожа от постоянного воздействия пыльных бурь, бузумный Магнат Базукабой с трудом управляет привязанной к нему ремнями ракетой, молниеносный Схилла Птах недосягаем с земли. Светлячки все одинаковые, различаются только цветом, но каждый из них способен строить умопомрачительных аватаров, а Алиен Альфа умеет открывать портал из которого на помощь прилетают космические фрегаты.

Абсолютно все в книге можно и нужно раскрашивать, так как при передаче распечаток отчета о турнире с еще одной далекой планеты они совершенно потеряли цвет. Наша с вами задача сохранить в памяти потомков цвет перьев Птаха!

Турнир разбит на этапы, каждый из которых состоит из нескольких раундов. В каждом раунде вас ждет опасный соперник.

Структура изучения книги постоена по принципу от простого к сложному. Сначала проходим двойки, потом тройки с повторением двоек и так далее.

Примеры из таблицы умножения распределены по раундам турнира так, чтобы на протяжении всей книги они повторялись не менее 4 раз. Это не относится к примерам типа x * 1, так как их легко запомнить. В книге есть и более сложные примеры, над которыми надо дополнительно подумать или призвать на помощь родителей: умножение не ноль, умножение трех чисел, умножение на двузначное число. Сложное для понимания умножение на двузначное число, например, 5 * 11, визуально находится рядом с 5 * 9 и 5 * 10, чтобы ребенок попытался провести аналогию самостоятельно.

Ребенок в книге – такой же рыцарь, как и остальные существа. Он может выбрать себе героя из предложенных, или нарисовать своего. Он может менять своих героев, добавлять им новые уникальные способности, которые помогут ему в прохождении турнира, но есть и свои ограничения. Например – пункты здоровья, которые у героя строго фиксированы. Герой становится сильнее на протяжении турнира, но его сила регулируется игровой механикой.

Примеры разделены на примеры-атаки и примеры-защиты. Пример-атака – когда ты атакуешь соперника. Если решил пример правильно, тебе удалось атаковать соперника. Пример-защита – когда соперник атакует тебя. Решил его неправильно, и ты пропустил удар. Каждый соперник, включая самого героя имеет определенное количество пунктов здоровья. Если ты решил большинство примеров в раунде без ошибок, то ты победил соперника и переходишь на следующий раунд. Если соперник победил тебя, то есть ты решил много примеров неправильно, то твой герой покидает турнир и ты выбираешь или придумываешь себе нового героя.

Успешно победив всех соперников в турнире, ребенок становится победителем турнира и получает ценные призы – орден победителя и отличный скоростной космический фригат.

Опосредование обучение

В книге есть ответы – привычная нам таблица умножения из детских тетрадок. Даже не таблица Пифагора, по которой, как многие считают, легче учить. Но нам не нужно учить по таблице. Мы учим таблицу умножения на арене турнира. В ответы можно и нужно подглядывать. В этом суть запоминания. Ребенок подглядывает в ответ первый, второй, третий раз, потом запоминает и больше не подглядывает. При этом не факт, что он подозревает, что учит сейчас таблицу умножения, так как полностью увлечен поединком.

В начале книги даны подробные описания правил и принципы работы с книгой.

Важно, чтобы родители ознакомились с правилами вместе с ребенком(кстати, правила можно нарушать) и прошли с ним пару раундов. Дальше ребенок уже справится сам. Нужно будет только проверять ответы. Хотя и это необязательно, так как ребенок может самостоятельно их проверить. Но главное здесь – внимательность и доброта и терпение по отношению к маленькому человеку, который взялся за такое сложное дело, как изучение таблицы умножения.

Как создавалась книга

Сначала я придумал всю историю, всех персонажей – участников турнира и механику.

На проработку механики ушло около двух месяцев.

Когда все персонажи были в общих чертах придуманы, я начал их рисовать. Делал сначала скетч карандашом, обводил фломастером, потом обрабатывал на компьютере.

Вся подготовка текстов и иллюстраций заняла около трех месяцев.

Когда все персонажи и тексты были готовы, я сел за верстку книги. Это самый трудоемкий процесс для меня. Вот как выглядели развороты верстки до того, как их красиво переверстали в МИФе.

Верстка и доработка книги заняла около 2 месяцев.

Я отправил книгу моей маме(она редактор) и близким друзьям для комментариев.

Книга готова.

Осталось передать ее детям с планеты Земля, которым было бы интересно с ее помощью изучить таблицу умножения.

Что дальше?

В настоящий момент в продаже есть две книги из серии Урокеры. Это Межпланетный Рыцарский Турнир про таблицу умножения и Турнир Изобретателей Роботов про дроби. Эти задачники можно приобрести в любом книжном магазине и в интернет-магазинах. Я занимаюсь созданием новых задачников. В планах задачники про уравнения и сложение-вычитание.

Комментируйте

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *